Заказать экскурсию Музей Игрушка
8-910-151-07-70
Скоро открытие музея Гармони деда Филимона

Технологии лепки

Главная » Игрушка » Технологии лепки

Прежде чем приступить непосредственно к лепке игрушки мастеру приходилось немало потрудиться, чтобы приготовить глину нужного качества.  По воспоминаниям старых мастериц, заготавливливали глину по первому морозу. Рылся колодец до трех метров глубиной, у самого дна колодца ведется подкоп по окружности, по бокам колодца, и выбиралась глина. Подкопы делались иногда до двух и более метров. Все это делалось только при морозе. Сверху гончару подавали ведро на веревке, тот его наполнял глиной, и ведро с глиной вытаскивали из колодца наружу. Морозец землю прихватывает и колодец не обваливается. Так испокон веков.

Накопав, глину складывали в прохладное и, по возможности,  в сырое место. Затем готовили небольшими партиями, необходимыми для работы. Технология примитивная и начинается она с того, что глину засыпали в деревянное или железное корыто, заливали водой денька на два-три, чтобы намокла. Потом обыкновенной штыковой лопатой раза три в день нужно было перевернуть ее, голубушку, лопаточкой похлопать – она это очень любит. И так денечка два. Потом вынимали глину на деревянный пол или специально выложенное из кирпича место, в стожок, и начинали ее топтать. Раньше мужик брал балалайку, играл «барыню» или «русского», а бабы-молодухи надевали лапти или босиком начинали топтать глину с частушками да прибаутками.

Растопчут в большой блин, посыпят мелким песочком, да чуть-чуть золой через сито по всему блину, затем снова сворачивают в стожок. И так несколько раз.

Последний блин режут лопатой вдоль и поперек на квадратики по тридцать-сорок сантиметров. Квадратики кладут один на другой, покрывают мокрой тряпкой, периодически смачивают, чтобы не высохла глина. Дальше по мере надобности берут квадратики и начинают месить глину, как тесто на лапшу, несколько раз подряд. Когда месишь, камушки из глины выбрасываешь. Глина считается готовой, когда начинает отходить от рук, делается маслянистой, тянучей, пластичной. Такие кусочки готовой глины кладут в сырую тряпочку, чтобы не засохли. Бери потом  и лепи. Вот такой нелегкий труд!

Иссиня-черного цвета, жирная, тягучая, она совсем не похожа на горшечную глину или на глину, из которой лепят игрушки в Кирове, Каргополе, в других местах. Синика сама подсказывает метод работы с нею, приемы ручной лепки. Вязкая, однородная, как тесто, масса легко мнется, формуется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости  лепить ее по частям, примазывая ее  друг к  другу. И вот в привычных руках, в заученных движениях комок этой глины становится сначала колоколом юбки и из него уже поднимается изящный стан барыни, ловко вытягивается в маленькую головку и в момент завершается примятой островерхой шляпкой.  В руках мастерицы не остается ни одного лишнего комочка – все точно рассчитано. Только уточку-свисток подмышкой у барыни всегда лепят отдельно. Тем же способом делают и другие игрушки. Хочет мастерица слепить свистульку – коня или корову – отделяет нужный кусок глины и привычно ловко изгибает его в толстый жгут. И тут же из одной его половины вытягивает четыре прочные ноги-поставки и свисток, а из другой – длинную-предлинную шею с крохотной головкой странного животного.

Традиция одна, а вот пластический образ формируется у каждого мастера по-своему. Каждый – личность индивидуальная. Приемы лепки одни, но каждый мастер вносит в образ игрушки свой характер и свое понятие, свой темперамент. Одним словом, вкладывает в этот кусочек синей глины свою душу.

 

 

Мастер-класс народного мастера России, члена Союза художников - Орловой Елены Алексеевны

Учимся лепить Курочку.

Берем кусок хорошо подготовленной глины размером чуть больше чем мяч для настольного тенниса и делаем шар. Увеличить

Берем кусок хорошо подготовленной глины размером чуть больше чем мяч для настольного тенниса и делаем шар.
Шар катаем плотный, чтобы внутри не осталось пустот. Увеличить

Шар катаем плотный, чтобы внутри не осталось пустот.
Потом из шара делаем грибок. Для этого большим пальцем правой руки из половинки шара вытягиваем ножку. Увеличить

Потом из шара делаем грибок. Для этого большим пальцем правой руки из половинки шара вытягиваем ножку.
Получается грибок.Не забываем постоянно крутить заготовку.Чтобы грибок получился ровным и гладким. Увеличить

Получается грибок.Не забываем постоянно крутить заготовку.Чтобы грибок получился ровным и гладким.
Теперь  делаем для грибка подставку. Упирается большим пальцем  правой руки в ножку грибка и формируем подставку, которая станет ножкой для курочки. Увеличить

Теперь делаем для грибка подставку. Упирается большим пальцем правой руки в ножку грибка и формируем подставку, которая станет ножкой для курочки.
Продолжаем вращать заготовку и сглаживать неровности. Увеличить

Продолжаем вращать заготовку и сглаживать неровности.
Вот такой "грибок" получился! Увеличить

Вот такой "грибок" получился!
Следующий шаг - разделяем шляпку грибка на две части. Увеличить

Следующий шаг - разделяем шляпку грибка на две части.
Одна поменьше – из нее потом будем делать свисток, вторая  часть побольше,   – из нее выйдет шея и голова. Увеличить

Одна поменьше – из нее потом будем делать свисток, вторая часть побольше, – из нее выйдет шея и голова.
Работаем большим пальцем правой руки. Сглаживаем и одновременно вытягиваем. Увеличить

Работаем большим пальцем правой руки. Сглаживаем и одновременно вытягиваем.
При этом не забываем постоянно крутить заготовку. И формируем шею и голову курочки. Увеличить

При этом не забываем постоянно крутить заготовку. И формируем шею и голову курочки.
Стараемся сделать так, чтобы головка была кругленькая. Увеличить

Стараемся сделать так, чтобы головка была кругленькая.
А затем прищипываем клювик. (Чаще всего мастера говорят Носик). Вот и голова курочки готова. Увеличить

А затем прищипываем клювик. (Чаще всего мастера говорят Носик). Вот и голова курочки готова.
Теперь делаем свисток. Для этого указательный  палец правой руки, покручивая заготовку,  вставляем в глину и формируем камеру свистка. Увеличить

Теперь делаем свисток. Для этого указательный палец правой руки, покручивая заготовку, вставляем в глину и формируем камеру свистка.
Стараемся сделать так, чтобы толщина стенок камеры была одинаковой. Глубина камеры примерно на 1 фалангу пальца или до самого тела курочки. Увеличить

Стараемся сделать так, чтобы толщина стенок камеры была одинаковой. Глубина камеры примерно на 1 фалангу пальца или до самого тела курочки.
Получилась пустота. Сверху тоже постоянно  сглаживаем. Чтобы не сломать камеру саму курочку держим за ножку и туловище. Увеличить

Получилась пустота. Сверху тоже постоянно сглаживаем. Чтобы не сломать камеру саму курочку держим за ножку и туловище.
По краю отверстия делаем защипы. Увеличить

По краю отверстия делаем защипы.
Защипы делаем равномерно. Увеличить

Защипы делаем равномерно.
Потом соединяем их в плотную дудочку, из которой будем делать свисток. Увеличить

Потом соединяем их в плотную дудочку, из которой будем делать свисток.
Не забываем поворачивать Увеличить

Не забываем поворачивать
и равномерно заглаживать  заготовку Увеличить

и равномерно заглаживать заготовку
Курочка готова. Увеличить

Курочка готова.
А теперь самый ответственный момент. Берем нож. Увеличить

А теперь самый ответственный момент. Берем нож.
Срезаем ножом край хвоста курочки. Увеличить

Срезаем ножом край хвоста курочки.
Берем пичужку (палочка, которая  с одного конца круглая и острая, с другого плоская) Увеличить

Берем пичужку (палочка, которая с одного конца круглая и острая, с другого плоская)
и аккуратно  делаем дырочки  с боков курочки до камеры, пока не почувствуем пустоту. Увеличить

и аккуратно делаем дырочки с боков курочки до камеры, пока не почувствуем пустоту.
Через образовавшуюся площадку, под углом примерно 30 градусов  вставляем плоский конец пичужки так, чтобы она подошла близко к поверхности игрушки, но не проткнула ее. Увеличить

Через образовавшуюся площадку, под углом примерно 30 градусов вставляем плоский конец пичужки так, чтобы она подошла близко к поверхности игрушки, но не проткнула ее.
На расстоянии 1 сантиметра от края свистка (это расстояние оставляем для губ, чтобы было удобно свистеть)  счищаем ножом глину с пичужки. Увеличить

На расстоянии 1 сантиметра от края свистка (это расстояние оставляем для губ, чтобы было удобно свистеть) счищаем ножом глину с пичужки.
Счищаем аккуратно и чисто, чтобы потом ни один комочек глины не попал в камеру. Увеличить

Счищаем аккуратно и чисто, чтобы потом ни один комочек глины не попал в камеру.
Вынимаем пичужку – получился музыкальный язычок. Увеличить

Вынимаем пичужку – получился музыкальный язычок.
Потом в том месте, где была пичужка, Увеличить

Потом в том месте, где была пичужка,
делаем отверстие в камере Увеличить

делаем отверстие в камере
Поправляем. Увеличить

Поправляем.
затем вращательным движением пичужки чуть-чуть прикрываем камеру. Увеличить

затем вращательным движением пичужки чуть-чуть прикрываем камеру.
При необходимости еще раз проверяем пичужкой верхнее отверстие Увеличить

При необходимости еще раз проверяем пичужкой верхнее отверстие
и проверяем, как свистит наша игрушка. Увеличить

и проверяем, как свистит наша игрушка.
А в завершении прокалываем пичужкой глазки с одной Увеличить

А в завершении прокалываем пичужкой глазки с одной
и другой стороны Увеличить

и другой стороны
снизу через подставку в глубь тела игрушки на 1,5 – 2 см делаем  отверстие для того, чтобы хорошо просохла и для выхода лишнего воздуха, если он вдруг остался внутри игрушки. Увеличить

снизу через подставку в глубь тела игрушки на 1,5 – 2 см делаем отверстие для того, чтобы хорошо просохла и для выхода лишнего воздуха, если он вдруг остался внутри игрушки.
Ну и конечно авторский знак! Увеличить

Ну и конечно авторский знак!
Игрушка готова! Теперь дайте ей высохнуть естественным путем, а затем в печь. Но это уже другой рассказ!
Спасибо Елене Алексеевне за подробный рассказ! Увеличить

Игрушка готова! Теперь дайте ей высохнуть естественным путем, а затем в печь. Но это уже другой рассказ! Спасибо Елене Алексеевне за подробный рассказ!