Типично майоркинская глиняная игрушка, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Расписывали в основном в деревнях Марратчи и Са-Кабанета.
Самая ранняя из найденных на Майорке сиурельс предположительно датируется 12-13 веками. Археологические раскопки велись в районе Кан-Бордилс в Пальме. Глиняными фигурками игрались дети и взрослые.
В наши дни сиурельс выглядят почти так же, как и много веков назад. Типичные формы около трех тысяч лет назад создали альфареры (alfareros) – деревенские обжигатели глины. Похожие остатки старины находили и на других острвах Средиземноморья – Крите, Сардинии и Ибице, в местах поселений древних финикийцев и карфагенян. На Майорке образы этих народов нашли воплощение в сиурельс. Главные персонажи майоркинского фольклора – это мужчина и женщина в национальных костюмах, как правило, изображенные стоя. Фигурки женщин с осиной талией, в длинной, до пола юбке и шляпе. Мужские силуэты – всегда худощавые и тоже в шляпе. Животные образы – в виде быков и коз с изогнутыми рогами, иногда встречаются лошади, собаки и даже павлины с распущенными хвостами.
Белёные фигурки по традиции расписывают грубоватыми красно-зелеными мазками. Звучит сиурельс всегда однотонно. Но значение свиста изначально было разное, в зависимости от ситуации.
По легенде, однажды парень подарил сиурельс понравившейся ему девушке, а она, якобы случайно, уронила подарок, намекая, что поклонник пришелся ей не по душе. Какова же была его радость, когда кокетливая барышня все-таки заиграла на свистульке в знак ответной симпатии! Влюбленные прекрасно поняли друг друга без слов.
Другая легенда рассказывает о волшебной силе сиурельс, которая действовала на все восемь майоркинских ветров. Известный британский писатель Роберт Грэйвс (Robert Graves) отметил: «Изначально свистом сиурельс вызывали северо-западные ветра, начинающиеся по местному календарю в сентябре. К концу месяца должны были прийти тучи из Атлантики, чтобы полить дождем уже посаженную озимую пшеницу».
Древние майоркинцы использовали сиурельс в культовых ритуалах. Например, оставляли глиняные фигурки в специальных местах, приносящих, по их мнению, выздоровление.
Первое письменное упоминание сиурельс приходится на 1880 год. А в 1962-м свистулька появилась в Музее Майорки (Museo Mallorca)как часть культуры острова. Современные искусствоведы разглядели в сиурельс античные формы.
С 60-х годов эти игрушки завоевывают все большую популярность. Они появляются в каждом доме. Сегодня сиурельс стала одним из исторических символов Майорки. На ежегодном чествовании знаменитых майоркинцев, призерам всегда вручают красно-зеленую фигурку.
Нельзя обойти вниманием еще одну «карьеру» сиурельс. Ею они обязаны величайшему художнику 20 века Жоану Миро. В своих мастерских в Париже и на Майорке он окружил себя целой коллекцией всевозможных сиурельс. Их формы и образы отчетливо видны в трех его знаменитых скульптурах 1966 – 1974 годов El Pajaro Solar (Солнечная птица), El Pajaro Lunar (Лунная птица) и El Perro (Собака).
Музей «Тульские самовары»
г. Тула, ул. Менделеевская, 8