Не похожа на традиционные русские «потешки», так как промысел зародился при мужском монастыре близ села Карачун Рамонского района Воронежской области. А потому игрушки не такие яркие, как традиционные глиняные поделки, более сдержанные и простые. В монастыре занимались гончарным промыслом; естественно, после работы оставались кусочки глины. Из них лепили что-нибудь и для детей — так и родилась знаменитая карачунская игрушка.
Самая распространенная в Воронежской губернии — рыжая глина, но бывает розовая, зеленая, белая и черная. Черная глина при обжиге, становится ярко-белой. А больше всего мастера ценят редкую синюю глину. На выходе из печки керамика приобретает цвет топленого молока.
Обычно мастера смешивают несколько глин. Использую смесь черной, серой и коричневой. Большую роль в возрождении игрушки сыграл Василий Иванович Лямзин. После его смерти «потешный промысел» продолжили рамонские художницы Галина Котельникова и ее ученица Людмила Дедова, Галина Арефьева. Основные сюжеты современных мастериц -сказочные персонажи и веселые зверушки.
Музей «Тульские самовары»
г. Тула, ул. Менделеевская, 8